Профориентация

Пути получения профессии

Правильный выбор профессии – необходимое, но недостаточное условие успешной профессиональной карьеры. Следующее условие – выбор пути получения профессии.Этот выбор в первую очередь зависит от характера самой профессии. Подготовка некоторых специалистов займет всего несколько месяцев обучения на курсах – например, верстальщик или веб-дизайнер. Большинство продавцов в наше время осваивают эту профессию прямо на рабочем месте. Есть профессии, обучение которым требует нескольких лет – врач, учитель, инженер. Как ни странно, до сих пор встречаются молодые люди, убежденные, что профессия экономиста, психолога, врача не требует высшего образования. Возможно, свою роль играют посулы многих учебных заведений, которые за смехотворно короткий срок обещают оделить вас дипломом университета или академии, да еще международной. Кто из вас хочет попасть под нож хирурга, учившегося заочно, по ускоренной программе, да еще сдававшего экзамены за деньги? А жить в доме, спроектированным архитектором-недоучкой?

Рынок образовательных услуг предлагает такое множество учебных заведений с громкими названиями, что выпускник чувствует себя покупателем, окруженным навязчивыми торговцами. Как правильно выбрать «товар»?

  • сначала решите, нужен ли он вообще. Сегодня ценность большинства дипломов в глазах работодателей невысока. Для них важнее ваши умения и способности. По данным Министерства труда, более половины выпускников вузов не может найти работу по специальности. Это – потерянные годы и выброшенные на ветер деньги, если обучение было платное.
  • поинтересуйтесь лицензией на обучение по интересующей тебя специальности. Даже филиалы крупных государственных вузов должны быть лицензированы. Если этот вуз — филиал или отделение, то он должен быть упомянут в лицензии и Свидетельстве о регистрации головного вуза с обязательным указанием места деятельности отделения или филиала.
  • ознакомившись с лицензией, попросите предъявить сертификат о прохождении аккредитации. Если вуз не может предъявить такого сертификата, — вежливо попрощайтесь с теми, кто добился получения лицензии, однако не смог её подтвердить. Если вы рискнете связаться с неаккредитованным вузом, будьте готовы по окончанию срока обучения получить справку (свидетельство, диплом какой-либо общественной организации), а не государственный диплом, признанный на территории страны.
  • убедившись в существовании сертификата по нужному направлению (специальности), поинтересуйтесь результатами трудоустройства его выпускников.

Существует такое понятие – «горизонтальная карьера». Это означает не карьерное продвижение (должностной рост), а профессиональное (профессиональный рост). Представить это можно в виде ступеней: чем выше ступень, тем выше профессиональный уровень. Во всем мире дороже всего ценятся специалисты, прошедшие всю «лестницу мастерства» – от нижней ступеньки до верхней. Например, медицина. Какой специалист будет цениться выше – поступивший после школы в институт или тот, кто до института учился в медицинском училище? Конечно, второй. Во-первых, он – специалист более широкого профиля, он может то, чего не может обычный врач. Во-вторых, его стремление стать врачом более осознанное, зрелое. Не секрет, что более половины выпускников высших учебных заведений работают не по специальности. Нередко только потому, что выбранная профессия на самом деле выглядит совершенно иначе, чем представлялось на расстоянии. Поэтому, прежде, чем штурмовать высшие учебные заведения, подумайте о других формах получения образования – начальном или среднем профессиональном образовании.

Среднее специальное образование можно получить не только в училищах и техникумах, но и курсах, дополнительного образования, где обучают «массовым профессиям» — бухгалтер, водитель, швея, официант, пользователь компьютера и др. Обучение на рабочих местах также вполне может обеспечить профессией и трудоустройством. Способ подготовки мало отличается от дополнительного образования — показ, тренинг, воспроизведение, но требования строже, продолжительность и интенсивность обучения выше. 

Специалистов рабочих профессий готовят в училищах. Однако для приобретения квалификации здесь уже необходимы углубленные общие и специальные знания, иной уровень профессионального мышления. В учебном плане таких учебных заведений десятки два предметов, курсовых работ, зачетов и экзаменов. Уровень их подготовки позволяет осваивать новые виды работы, расти профессионально, следить за новыми технологиями. Специалистов для выполнения более сложной работы, в том числе для управления рабочими коллективами, готовят техникумы, где уровень подготовки, объем и интенсивность самостоятельной работы выше. Сроки обучения в этом случае увеличиваются, а прием проводится по результатам вступительных экзаменов. В дополнение к классно-урочной системе преподавания могут быть лекции, семинары, лабораторные работы. От выпускников техникумов на работе ждут самостоятельности в принятии решений, способности руководить рабочим коллективом.

В настоящее время динамично развивается полиграфия, бытовое обслуживание, строительство, производство товаров и продуктов питания, приборостроение. Спросом на рынке труда пользуются станочники, фрезеровщики, токари высоких разрядов.

Кроме традиционных очной и заочной форм обучения, существют дистанционная форма обучения и экстернат. Дистанционное образование стало возможным благодаря использованию интернет-технологий. Это целый комплекс программных и педагогических компонентов, предназначенный для передачи знаний на расстоянии. Обучение может быть асинхронным и синхронным. При асинхронном методе студент сам определяет темп полученной информации. Синхронное обучение предполагает обучение в режиме реального времени. В него входит:

  • работа с базами данных или учебными компакт-дисками в компьютерных классах институтов или дома,
  • общение с преподавателем через электронные средства связи,
  • отслеживание в реальном времени правильности выполнения заданий.

Дистанционное обучение эффективно в направлениях человеческой деятельности, связанной с разработкой и использованием программного и аппаратного обеспечения естественнонаучных дисциплин.

Для реализации программ среднего и высшего профессионального образования с использованием дистанционной технологии обучения необходимо, чтобы студент был зачислен на одну из предусмотренных законодательством форм получения образования: очную, вечернюю, заочную или экстернат.

Экстернат представляет собой государственную аттестацию лиц, самостоятельно изучающих дисциплины в соответвии с программой. Экстерн, успешно прошедший текущую и итоговую государственную аттестацию, получает диплом государственного образца об окончании соответствующего учебного заведения с присвоением соответствующей квалификации и указанием специальности.

Куда поступать?

развернуть
    Будущим абитуриентам:
  •  Kudapostupat.by – информация об учебных заведениях, специальностях, особенностях вступительной кампании
  •  Abiturient.by  - Справочный ресурс для поступающих!
  •  Budny.by -    полезный и качественный ресурс для школьной и студенческой молодежи республики, информация о вузах Беларуси, интересные новости, полезная информация для абитуриентов (информацию о вступительной кампании, о днях открытых дверей, о подготовительных курсах, о новых специальностях) и многое другое.
  • Высшие учебные заведения Республики Беларусь 

    Государственные вузы

    http://www.pacademy.edu.by - Академия управления при Президенте Республики Беларусь
    http://www.amia.nsys.by - Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь
    http://www.mod.mil.by/s9w1wa.html - Военная академия республики Беларусь
    http://www.barsu.by - Барановичский государственный университет
    http://www.bsu.by - Белорусский государственный университет
    http://www.batu.edu.by - Белорусский государственный аграрный технический университет
    http://www.bsuir.unibel.by - Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники
    http://new.bspu.unibel.by - Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка
    http://www.bstu.unibel.by - Белорусский государственный технологический университет
    http://www.bseu.by - Белорусский государственный экономический университет
    http://www.buk-university.com - Белорусский государственный университет культуры и искусств
    http://www.sportedu.by - Белорусский государственный университет физической культуры
    http://www.bsmu.by - Белорусский государственный медицинский университет
    http://www.bntu.by - Белорусский национальный технический университет
    http://www.belam.by.com - Белорусская государственная академия искусств
    http://www.bgam.edu.by - Белорусская государственная академия музыки
    http://www.mslu.by - Минский государственный лингвистический университет
    http://www.iseu.by - Международный государственный зкологический университет им. А.Д.Сахарова
    http://www.belagro.org.by - Белорусская государственная сельскохозяйственная академия
    http://www.bru.mogilev.by - Белорусско-российский университет
    http://www.bstu.by - Брестский государственный технический университет
    http://www.brsu.brest.by - Брестский государственный университет им. А.С.Пушкина
    http://www.vsu.by - Витебский государственный университет им. П.М.Машерова
    http://www.vgmu.vitebsk.by - Витебский государственный медицинский университет
    http://www.vstu.vitebsk.by - Витебский государственный технологический университет
    http://www.medinstitut.gomel.by - Гомельский государственный медицинский институт
    http://www.gstu.gomel.by - Гомельский государственный технический университет им.П.О.Сухого
    http://www.gvkiu.gomel.by - Гомельский инженерный институт МЧС Республики Беларусь
    http://www.rescue01.gov.by/education/school1.html - Командно-инженерный институт Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь
    http://www.grsu.by - Гродненский государственный университет им. Янки Купалы
    http://msu.mogilev.by - Могилевский государственный университет им. А.А.Кулешова
    http://www.pinskbk.by/go - Полесский государственный университет
    http://www.psu.by - Полоцкий государственный университет
    http://mgvak.niks.by - Минский государственный высший авиационный колледж
    http://www.college.unibel.by - Минский государственный высший радиотехнический колледж

    Частные вузы

    http://pravoved.at.tut.by - Белорусский институт правоведения
    http://www.bteu.by - Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации
    http://envila.iatp.by - Женский институт «Энвила»
    http://www.ipp.by - Институт парламентаризма и предпринимательства
    http://www.isz.minsk.by - Институт современных знаний им. А.М.Широкова
    http://www.imb.by - Институт управления и предпринимательства
    http://www.alpeev.com/ihei/index.html - Международный гуманитарно-экономический институт
    http://iilsr.iatp.by - Международный институт трудовых и социальных отношений
    http://www.miu.by - Минский институт управления

Информация о средних специальных учреждениях образования, специальностях, специализациях, квалификациях, формах, сроках и стоимости обучения, вступительных испытаниях, адреса, телефоны ССУЗов г.Бреста и Брестской области

 

• Брестский государственный  политехнический колледж

 Брестский государственный колледж железнодорожного транспорта БелЖД

 Брестский государственный музыкальный колледж

 Брестский государственный медицинский колледж

 Брестское государственное областное училище олимпийского резерва

 Брестский филиал частного УО "Колледж бизнеса и права"

 Барановичский  высший частный экономико-юридический колледж

 Барановичский государственный колледж легкой промышленности

 Барановичский технологический колледж Белкоопсоюза

 Барановичский государственный музыкальный колледж

 Пинский государственный индустриально-педагогический колледж

 Пинский государственный аграрный технологический колледж

 Пинский государственный аграрно-технический колледж

 Пинский государственный колледж искусств

 Пинский государственный медицинский колледж

 Пинский колледж УО "Брестский государственный университет"

 Пружанский государственный аграрно-технический колледж

 Столинский государственный аграрно-экономический колледж

 

Профессионально-технические колледжи

 

• Брестский государственный ПТК приборостроения

• Брестский государственный ПТК связи

• Брестский государственный ПТК сферы обслуживания

• Брестский государственный ПТК торговли

• Барановичский государственный ПТК сферы обслуживания

• Белоозерский государственный ПТК электротехники

• Высоковский государственный сельскохозяйственный ПТК

• Кобринский государственный ПТК строителей

• Кобринский государственный художественный  ПТК

• Лунинецкий государственный ПТК сельскохозпроизводства

• Пинский государственный ПТК легкой промышленности 

• Пинский государственный ПТК машиностроения 

 
свернуть

РОДИТЕЛЯМ

развернуть

ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 

Устремленность в будущее является главной чертой старшеклассника. Но вместе с тем подростки и юноши испытывают огромные трудности при определении своих жизненных целей и перспектив.

Есть юноши, которые вовсе не хотят задумываться над будущим, откладывая все трудные вопросы на «потом». В их представлении время как будто остановилось. Чувство остановки времени психологически означает как бы возврат к детскому состоянию, когда времени еще не существовало в переживании и не воспринималось осознанно.

Огромные проблемы возникают у старшеклассников и при попытке совместить ближнюю и дальнюю перспективыПоэтому задача родителей заключается в развитии способности видеть перспективу своей будущей жизни, соотносить ближние и дальние перспективы, способности самому определять цели своей жизни.

От того, насколько будет правильным профессиональный выбор, зависит вся дальнейшая жизнь человека.

Родители имеют основания встревожиться, если их великовозрастный ребенок не может четко сформулировать свои планы на будущее или слишком часто меняет их. Надо попытаться понять, с чем это связано. Нужно спросить у самого ребенка, почему он до сих пор не принял решения. Если он огрызается или отмахивается от этих разговоров, возможно, ему просто не хочется задумываться о будущем. Это свидетельствует о некоторой инфантильности школьника, нежелании становиться взрослым. Причина молчания может быть и в другом - в недоверии к родителям и страхе, что они осудят сделанный выбор. Такие взрослые знают за собой привычку говорить с ребенком «сверху вниз» или делать едкие замечания в его адрес. Им на этот раз следует проявить терпение, такт и искреннюю заинтересованность. Полезно будет рассказать о том, как в свое время они сами выбирали профессию, что думали на этот счет их собственные родители, и были ли они в чем-то правы. Как бы не огорчал взрослых профессиональный выбор ребенка, бесполезно его отговаривать или категорично что-то запрещать. Важнее всего выяснить, насколько хорошо ваш ребенок понимает, какую именно жизнь он выбирает, нет ли у него иллюзорных представлений о содержании той или иной профессии, и о том, что все, кто трудится в определенной сфере, с первого дня работы получают «бешеные деньги» и т. п. В любом случае полезно почитать современную справочную литературу о профессиях и обсудить карьеру известных успешных и богатых людей, которые зачастую начинали с чистки обуви на улицах, озвучивания малобюджетных сериалов или выступления на детских утренниках.

Поздно отговаривать и переубеждать одиннадцатиклассника (старшеклассника), принявшего определенное решение и сумевшего привести аргументы в пользу своего выбора. Сам по себе факт самостоятельного решения должен радовать родителей, ведь именно самостоятельности они учат своих детей всю жизнь. Конечно, взрослые часто бывают недовольны планами своих детей и предрекают им одни неприятности. В такой ситуации лучше всего оставить без развернутых комментариев идеи ребенка. Достаточно высказать пожелание, чтобы человеку удалось все задуманное, а впоследствии искренне и подробно поинтересоваться, понимает ли он, что именно должен делать сейчас для достижения намеченной цели. Если старшеклассник только мечтает, но ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.

Кроме того, родители могут помочь своим детям справиться с вероятной неудачей на выбранном пути. Для этого надо заранее готовить «запасные варианты». Задолго до начала вступительных экзаменов необходимо обсудить возможность поступления в альтернативное учебное заведение.

Нередко родители, не сумев добиться осуществления собственных планов, надеются, что эти планы реализуют их дети. И они стараются навязать детям свои представления о будущей профессии, чем осложняют выбор подростков.

Предлагайте свои варианты, анализируйте с ребенком возможности, но ответственен за свою будущую жизнь сам ребенок.

Очень важен уровень информированности старшеклассников как о будущей профессии, так и о самих себе. Наши юноши и девушки очень плохо знают круг профессий, из которых им предстоит выбирать, и конкретные особенности каждой профессии, что делает их выбор в значительной степени случайным.

При выборе профессии старшеклассникам необходимо учитывать:

  • Насколько профессиональный план согласуется с интересами, склонностями и способностями ребенка;
  • Насколько профессиональный план согласуется с потребностями общества в кадрах;
  • Насколько профессиональный план согласуется с состоянием здоровья ребенка;
  • Имеет ли ребенок представление о будущей профессии.

Человек, полностью устремленный в будущее, лишает себя настоящего, перекрывая пути для полноценного развития своей личности. Родители ни в коем случае не должны препятствовать естественному для этого возраста стремлению общаться со сверстниками. Взрослым всегда кажется, что дети слишком много времени тратят на своих товарищей и собираются вместе только из желания развлечься. Однако юноши и девушки чувствуют острую необходимость в общении друг с другом.

свернуть

Выбор профессии

развернуть

ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

(в помощь выбирающему профессию)

ЗНАЧЕНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

Выбор профессии, работы, обеспечивающей профессиональный рост и материальный достаток, общественное признание — одна из важнейших забот и проблем каждого человека. Но решается она нередко на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок.

Негативные последствия ошибок в выборе профессии зачастую не учитываются и не просчитываются. Приведем мнение известного публициста: «Взяв дело не по способностям, заняв не свое место, трудно, а может быть и невозможно быть честным человеком вообще». Все верно. Бездарный работник, как правило, самоуверен, предрасположен ко лжи, лени, зависти, лести, а порой и вымогательству. Тем самым он пытается заполнить пустоту души и кармана.

Французский мыслитель Сен-Симон писал, что причиной почти всех неурядиц в обществе становятся «неудавшиеся призвания, насилие над склонностями, навязанные профессии и проистекающие отсюда неудовольствия и злобные страсти».

Сказанное справедливо не только по отношению к «высоким» интеллектуальным профессиям, но и к самым простым, рядовым. Бездарный политик, военачальник, менеджер, юрист, врач — подлинное бедствие. Но немало неприятностей и ущерба от неумелого сантехника, телемастера, токаря и пекаря, у которых руки и голова явно не подходят для выполняемой работы. Халтура и брак не только экономически, но и нравственно обедняют общество.

Между тем, по обобщенным данным, 20–30 % работников в различных сферах деятельности не на своем месте, о чем свидетельствуют невыполнение норм выработки, должностных инструкций, чрезмерное утомление, чреватое серьезными недугами. А 70–80 % рабочих и специалистов не удовлетворены выбранной профессией по указанным и другим причинам. Чем сложнее, ответственнее работа, тем больше подобных случаев.

Проблема выбора профессии имеет объективные истоки и основания. Каковы они? Между людьми, как и между профессиями, существуют устойчивые различия. Так, по скорости реакции, осознания информации и принятия решений разброс показателей в большой группе людей достигает 3–4 раз; выявлены также значительные — порядка 1120 — вариаций темперамента и характера. Определенное сочетание тех или иных особенностей человека явно или неявно тяготеет к конкретным группам профессий.

Профессии, однако, «себе на уме» — у каждой, а их десятки тысяч, своитребования к человеку, свой норов, свой расчет. Мы выбираем и нас выбирают.

Соединив подходящего человека с соответствующей его индивидуальным особенностям профессией, должностью, получаем большой выигрыш в повышении производительности и качества труда, сокращении травматизма, профзаболеваний, росте благосостояния, дохода, удовлетворенностью трудом и жизнью. Отступает халтура, меньше становится нытиков и жуликов.

Таковы эффекты и потенциал правильного выбора профессии.

 

 

Памятка выбирающему профессию

Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни.

Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю.

Пользуйся информацией профессионалов.

Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей,

внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется),

реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ:

• Изучи глубже самого себя:

разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.

• Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главныеи второстепенные качества.

• Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов.

Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.

• Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и — действуй!

• Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.

• Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.

• Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.

 

ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!

 

ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ

ЧЕЛОВЕК, ВЫБИРАЮЩИЙ ПРОФЕССИЮ

ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ. Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:

• что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);

• что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);

• что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);

• что от него потребует работа и трудовой коллектив.

ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ. Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.

ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей», самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.

ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ. Отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это — психические процессы (мышление, память, внимание) и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.

 

ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

 

1. НЕЗНАНИЕ ПРАВИЛ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ:

  • выбор профессии за компанию;

• перенос отношения к человеку на саму профессию;

• отождествление учебного предмета с профессией;

• ориентация сразу на профессии высокой квалификации;

• неумение определить путь получения профессии.

2. НЕЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ:

  • незнание или недооценка своих физических особенностей;

• незнание или недооценка своих психологических особенностей;

• неумение соотнести свои способности с требованиями профессии;

3. НЕЗНАНИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ:

  • увлечение только внешней стороной профессии;

• предубеждение в отношении престижности профессии;

• незнание требований профессии к человеку;

• устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.

 

 

Планируя свою профессиональную карьеру, полезно ответить на следующие вопросы

 

• От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?

• Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?

• Какие учебные предметы у вас любимые?

• Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?

• О какой работе вы мечтаете?

• Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?

• Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе, с кем вы работаете, как проводите время?

• Каковы ваши критерии выбора профессии? (обязательные и желательные)

• Какие ваши сильные стороны и навыки более всего позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?

• Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?

• Если работа, идеальная для вас недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении?

• С кем можно посоветоваться, чтобы получить полезную для планирования карьеры информацию?

• И, наконец, запишите ваши ближайшие и долгосрочные цели в области карьеры и действуйте.

 

 

Условие оптимального выбора профессии

 — зона оптимального выбора

 

ХОЧУ — стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).

МОГУ — возможности личности (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).

НАДО — потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей.

 

 

ЛИЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН УЧАЩЕГОСЯ

1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).

2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).

3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы).

4. Внешние условия достижения  целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).

5. Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).

6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.

 

 

характеристика профессионального плана:

  • определенность, ясность плана (если человек указывает на единственную профессию и соответствующий тип учебного заведения);
  • полнота плана (когда учтены все необходимые факторы выбора профессии: направленность интересов, склонностей, способностей, состояние здоровья, уровень образования и т. д.);
  • устойчивость плана (во времени, как уверенность в правильности выбора и помехоустойчивость в стремлении к его осуществлению);
  • реалистичность плана (как опора на реальные социальные и психологические возможности реализации выбора);
  • логическая обоснованность и внутренняя согласованность (как соотнесение склонностей и способностей человека с требованиями профессии);
  • моральная оправданность плана (если мотивы профессии относятся к содержанию деятельности);
  • согласованностьплана с потребностями рынка труда.

 

 

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА

Составляя личный профессиональный план, необходимо:

• определить, какой вид деятельности вам интересен; проанализировать в какой степени выражены склонности к работе в сферах «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек»,«человек-знаковая система», «человек-художественныйобраз»; составить формулу интересующей профессии;

• выяснить, работники каких профессий требуются на рынке труда, в городе, районе, где вы живете;

• сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать;

• ознакомиться с интересующимипрофессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой; посоветоваться с родителями; проконсультироваться с врачом;

• соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии;

• узнатьсодержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста;

• ознакомиться с возможными путями освоения профессии; побывать в учебных заведениях на «Днях открытых дверей»;

• проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения общеобразовательной и профессиональной подготовки.

 

 

Профессиональная пригодность

Различают следующие степени профессиональной пригодности:

1. Непригодность. Она может быть временной или практически непреодолимой. О ней говорят в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой. При этом дело обстоит не обязательно так, что человек не может работать, а так, что работа в данной профессии может ухудшить состояние человека. Противопоказания бывают не только медицинские, но и психологические: те или иные стойкие личные качества будут помехой для овладения определенной профессией.

2. Годность. Характеризуется тем, что нет противопоказаний, но нет и очевидных показаний. Иначе говоря, ни за, ни против. «Можешь выбирать эту профессию. Не исключено, что станешь хорошим работником». Примерно такими словами можно охарактеризовать данную степень профессиональной пригодности.

3. Соответствие. Нет противопоказаний и есть некоторые личные качества, соответствующие требованиям профессии. Например, есть выраженный интерес к определенным объектам труда (технике, природе, людям, искусству) или успешный опыт  в данной области. При этом не исключено соответствие другим профессиям. «Можешь выбрать эту профессию. И весьма вероятно, что ты будешь хорошим работником».

4. Призвание. Это высший уровень профессиональной пригодности. Он характеризуется тем, что во всех элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям избираемого вида труда. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди своих сверстников, находящихся в равных условиях обучения и развития. «В этой и именно в этой области труда ты будешь наиболее нужен людям».

Чтобы открыть в себе призвание, важно смело «примеривать» себя к самым разным профессиям, необходимо практически пробовать свои силы в разных видах труда.

 

 

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПРИ ВЫБОРЕ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.

Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:

• Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?

• По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?

• Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?

• Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?

• Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?

• Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?

• Какова продолжительность обучения?

• Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?

• Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?

• Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?

• Адрес учебного заведения и его полное название?

свернуть

МЧС приглашает

развернуть

Пинский горрайотдел по чрезвычайным ситуациям проводит приём граждан для оформления документов к поступлению в учебные заведения, осуществлявшие подготовку кадров для МЧС Республики Беларусь, по следующим направлениям:

- для получения высшего образования по специальностям «предупреждение и ликвидация ЧС», «пожарная и промышленная безопасность»;

- для получения среднего специального образования по специальности «предупреждение и ликвидация ЧС» (юноши после 11 классов);

- для получения общего среднего образования в Специализированном лицее при Университете гражданской защиты МЧС Республики Беларусь (мальчики в 2022 году оканчивающие 6 классов) в условиях круглосуточного проживания  (на льготных условиях зачисляются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети родителям которым предоставлялась адресная социальная помощь в 2022 году; дети увлекающиеся волейболом).

После окончания Лицея МЧС, при наличии отметки 7 и выше по всем предметам в аттестате (на последнем году обучения), выпускники имеют право поступления в различные ВУЗы силовых структур страны без сдачи ЦТ.


ГУО «Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики  Беларусь"

Подготовка специалистов в государственном учреждении образования «Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики  Беларусь осуществляется по следующим специальностям:

первая ступень высшего образования –
1-94 01 01 «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» (дневная и заочная формы).
ОСВО 1-94 01 01-2013 Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций

1-94 02 02 «Пожарная и промышленная безопасность» (обучение ведется в дневной форме).
ОСВО 1-94 02 02-2013 Пожарная и промышленная безопасность
ОСВО 1-94 02 02-2013 Пожарная и промышленная безопасность (изменнения)

вторая ступень высшего образования (магистратура) –
1-94 80 01 «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» (дневная и заочная формы);
1-94 80 02 «Управление защитой от чрезвычайных ситуаций» (обучение ведется в дневной и заочной форме);
1-94 80 03 «Ликвидация чрезвычайных ситуаций и гражданская оборона» (дневная форма);
1-94 80 04 «Информационно-аналитическое обеспечение деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям» (дневная форма);
1-94 80 05 «Информационно-коммуникативное обеспечение безопасности жизнедеятельности» (дневная и заочная формы).

 

адъюнктура (обучение ведется в очной и заочной формах получения образования, а также в форме соискательства):

05.26.01 – охрана труда (топливная и химическая промышленность) (технические науки);
05.26.02 – безопасность в чрезвычайных ситуациях (психологические науки);
05.26.02 – безопасность в чрезвычайных ситуациях (горение, тепломассоперенос) (технические, науки);
05.26.03 – пожарная и промышленная безопасность (психологические науки);

05.26.03 – пожарная и промышленная безопасность (горение, тепломассоперенос) (технические, науки);

05.26.07 – гражданская оборона (технические, военные науки).

 

докторантура (обучение ведется в очной форме получения образования, а также в форме соискательства):

05.26.02 – безопасность в чрезвычайных ситуациях (горение, тепломассоперенос) (технические, науки);

 

05.26.03 – пожарная и промышленная безопасность (горение, тепломассоперенос) (технические, науки).

 

переподготовка руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, по специальностям:

1-94 02 71 «Промышленная безопасность» (срок обучения – 18 месяцев; квалификация «инженер по промышленной безопасности»);
1-94 02 72  «Инжиниринг безопасности объектов строительства» (срок обучения – 18 месяцев; квалификация «инженер по безопасности»);

1-94 02 73  «Ликвидация чрезвычайных ситуаций и гражданская оборона» (срок обучения – 18 месяцев; квалификация «инженер по безопасности»);

1-94 01 71 «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» (срок обучения – 18 месяцев; квалификация «инженер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций»);

1-24 01 71 «Правоведение» (срок обучения – 21 месяц; квалификация «юрист»);
1-59 01 06 «Охрана труда в отраслях непроизводственной сферы» (срок обучения – 19 месяцев; квалификация «специалист по охране труда»).

Повышение квалификации кадров со средним специальным и высшим образованием по профилю (направлению) образования

«Техника и технологии» (направление образования «Оборудование»),
«Службы безопасности» (направление образования «Защита от чрезвычайных ситуаций»);
«Коммуникации. Право. Экономика. Управление. Экономика и организация производства» (направление образования «Коммуникации», «Право», «Экономика», «Управление»).

свернуть

МВД приглашает

развернуть

Республиканский институт контроля знаний

развернуть

Республиканский институт контроля знаний подробнее.

свернуть

Самые востребованные профессии

развернуть

 С самыми востребованными профессиями можно познакомиться здесь.

свернуть

МВД Республики Беларусь

развернуть

Как стать учащимся подробнее.

свернуть

Белорусский государственный технологический университет

развернуть

 Специальности и вступительные испытания на дневную форму обучения подробнее...

 Инфографика подробнее...

 

свернуть

Белорусский государственный университет культуры и искусства

развернуть

Белорусский государственный университет культуры и искусства подробнее...

свернуть

УО "Минский государственный колледж технологии и дизайна лёгкой промышленности"

развернуть

Профориентация

развернуть

 Пути получения профессии

 Правильный выбор профессии – необходимое, но недостаточное условие успешной профессиональной карьеры. Следующее условие – выбор пути получения профессии.Этот выбор в первую очередь зависит от характера самой профессии. Подготовка некоторых специалистов займет всего несколько месяцев обучения на курсах – например, верстальщик или веб-дизайнер. Большинство продавцов в наше время осваивают эту профессию прямо на рабочем месте. Есть профессии, обучение которым требует нескольких лет – врач, учитель, инженер. Как ни странно, до сих пор встречаются молодые люди, убежденные, что профессия экономиста, психолога, врача не требует высшего образования. Возможно, свою роль играют посулы многих учебных заведений, которые за смехотворно короткий срок обещают оделить вас дипломом университета или академии, да еще международной. Кто из вас хочет попасть под нож хирурга, учившегося заочно, по ускоренной программе, да еще сдававшего экзамены за деньги? А жить в доме, спроектированным архитектором-недоучкой?

 Рынок образовательных услуг предлагает такое множество учебных заведений с громкими названиями, что выпускник чувствует себя покупателем, окруженным навязчивыми торговцами. Как правильно выбрать «товар»?

  •  начала решите, нужен ли он вообще. Сегодня ценность большинства дипломов в глазах работодателей невысока. Для них важнее ваши умения и способности. По данным Министерства труда, более половины выпускников вузов не может найти работу по специальности. Это – потерянные годы и выброшенные на ветер деньги, если обучение было платное.
  •  поинтересуйтесь лицензией на обучение по интересующей тебя специальности. Даже филиалы крупных государственных вузов должны быть лицензированы. Если этот вуз — филиал или отделение, то он должен быть упомянут в лицензии и Свидетельстве о регистрации головного вуза с обязательным указанием места деятельности отделения или филиала.
  •  ознакомившись с лицензией, попросите предъявить сертификат о прохождении аккредитации. Если вуз не может предъявить такого сертификата, — вежливо попрощайтесь с теми, кто добился получения лицензии, однако не смог её подтвердить. Если вы рискнете связаться с неаккредитованным вузом, будьте готовы по окончанию срока обучения получить справку (свидетельство, диплом какой-либо общественной организации), а не государственный диплом, признанный на территории страны.
  • убедившись в существовании сертификата по нужному направлению (специальности), поинтересуйтесь результатами трудоустройства его выпускников.

 Существует такое понятие – «горизонтальная карьера». Это означает не карьерное продвижение (должностной рост), а профессиональное (профессиональный рост). Представить это можно в виде ступеней: чем выше ступень, тем выше профессиональный уровень. Во всем мире дороже всего ценятся специалисты, прошедшие всю «лестницу мастерства» – от нижней ступеньки до верхней. Например, медицина. Какой специалист будет цениться выше – поступивший после школы в институт или тот, кто до института учился в медицинском училище? Конечно, второй. Во-первых, он – специалист более широкого профиля, он может то, чего не может обычный врач. Во-вторых, его стремление стать врачом более осознанное, зрелое. Не секрет, что более половины выпускников высших учебных заведений работают не по специальности. Нередко только потому, что выбранная профессия на самом деле выглядит совершенно иначе, чем представлялось на расстоянии. Поэтому, прежде, чем штурмовать высшие учебные заведения, подумайте о других формах получения образования – начальном или среднем профессиональном образовании.

 Среднее специальное образование можно получить не только в училищах и техникумах, но и курсах, дополнительного образования, где обучают «массовым профессиям» — бухгалтер, водитель, швея, официант, пользователь компьютера и др. Обучение на рабочих местах также вполне может обеспечить профессией и трудоустройством. Способ подготовки мало отличается от дополнительного образования — показ, тренинг, воспроизведение, но требования строже, продолжительность и интенсивность обучения выше.

 Специалистов рабочих профессий готовят в училищах. Однако для приобретения квалификации здесь уже необходимы углубленные общие и специальные знания, иной уровень профессионального мышления. В учебном плане таких учебных заведений десятки два предметов, курсовых работ, зачетов и экзаменов. Уровень их подготовки позволяет осваивать новые виды работы, расти профессионально, следить за новыми технологиями. Специалистов для выполнения более сложной работы, в том числе для управления рабочими коллективами, готовят техникумы, где уровень подготовки, объем и интенсивность самостоятельной работы выше. Сроки обучения в этом случае увеличиваются, а прием проводится по результатам вступительных экзаменов. В дополнение к классно-урочной системе преподавания могут быть лекции, семинары, лабораторные работы. От выпускников техникумов на работе ждут самостоятельности в принятии решений, способности руководить рабочим коллективом.

 В настоящее время динамично развивается полиграфия, бытовое обслуживание, строительство, производство товаров и продуктов питания, приборостроение. Спросом на рынке труда пользуются станочники, фрезеровщики, токари высоких разрядов.

 Кроме традиционных очной и заочной форм обучения, существют дистанционная форма обучения и экстернат. Дистанционное образование стало возможным благодаря использованию интернет-технологий. Это целый комплекс программных и педагогических компонентов, предназначенный для передачи знаний на расстоянии. Обучение может быть асинхронным и синхронным. При асинхронном методе студент сам определяет темп полученной информации. Синхронное обучение предполагает обучение в режиме реального времени. В него входит:

работа с базами данных или учебными компакт-дисками в компьютерных классах институтов или дома,
общение с преподавателем через электронные средства связи,
отслеживание в реальном времени правильности выполнения заданий.
 Дистанционное обучение эффективно в направлениях человеческой деятельности, связанной с разработкой и использованием программного и аппаратного обеспечения естественнонаучных дисциплин.

 Для реализации программ среднего и высшего профессионального образования с использованием дистанционной технологии обучения необходимо, чтобы студент был зачислен на одну из предусмотренных законодательством форм получения образования: очную, вечернюю, заочную или экстернат.

 Экстернат представляет собой государственную аттестацию лиц, самостоятельно изучающих дисциплины в соответвии с программой. Экстерн, успешно прошедший текущую и итоговую государственную аттестацию, получает диплом государственного образца об окончании соответствующего учебного заведения с присвоением соответствующей квалификации и указанием специальности.

свернуть

Гомельский колледж

развернуть

Гомельский инженерный институт

развернуть

На какие специальности будет расти спрос

развернуть

На какие профессии в Белоруссии будет расти спрос?

По прогнозам Министерства образования, к 2016 году почти каждый третий выпускник государственных белорусских вузов будет иметь диплом инженера - технолога. Планируется готовить больше специалистов по нанотехнологиям, космической технике, архитектуре и строительству. Совпадут ли планы Минобразования с потребностями рынка труда и куда лучше пойти учиться, чтобы стать востребованным специалистом, выясняет «Завтра твоей страны» у директора консалтинговой компании «Квадрат» Светланы КОРОСТЕЛЕВОЙ.

- Каких специалистов чаще всего ищут сегодня работодатели?

- В последние годы традиционно не падает спрос на программистов, менеджеров по продажам (в основном, строительных материалов, оборудования, компьютерной техники), а также представителей строительных специальностей, начиная с рабочих и заканчивая топ-менеджерами. Предприятия и фирмы ищут директоров по строительству, главных инженеров. Постоянно получаем заявки на подбор секретарей, бухгалтеров.

- От каких специалистов стали отказываться в кризисной для экономики ситуации?

- Сегодня вообще надо говорить о том, что. Мы наблюдаем очень невысокий спрос на специалистов со стороны работодателей и в тоже время констатируем, что предложений со стороны соискателей тоже немного. Ситуация в Беларуси выглядит не совсем типичной для кризиса, который обычно провоцирует работодателей избавляться от балласта, сокращать штаты, подталкивать человека к поиску другой работы или увольнению. Впрочем, все это в Беларуси уже произошло в период первого кризиса – в 2009 году, когда «лишние» специалисты уходили из компаний. В то же время частные кадровые агентства фиксировали увеличение потока соискателей примерно на 15-30% при одновременном снижении заявок работодателей примерно в таких же объемах, а в некоторых сферах и до 40%. Сейчас компании и фирмы, сохранив лучшие кадры, держатся за них, а сотрудники держатся за компании, с которыми прошли предыдущий кризис. Еще одна тенденция — отъезд специалистов за пределы Беларуси. И, конечно, соискателей не всегда устраивает предлагаемая заработная плата. А работодатели сегодня не хотят повышать зарплату даже в рублевом эквиваленте. Только 4-5 процентов компаний оставили зарплаты в привязке к доллару и пересчитывают их по реальному валютному курсу. Это все, конечно, не привлекает соискателя.

- В августе должны приступить к работе нынешние выпускники вузов — молодые специалисты. Появляется ли в это время на рынке труда больше желающих трудоустроиться и если да, то, по каким специальностям?

- В наше агентство выпускники вузов не обращаются. Мы, в основном, занимаемся подбором кадров для руководящего звена и с опытом работы. Но другие агентства такие предложения получают. Хотя вчерашних студентов трудно назвать специалистами: у них есть диплом, но нет практики. И будет неправильно судить о не востребованности той или иной профессии лишь по тому показателю, что вчерашний студент не может трудоустроиться. Хотя скажу честно: меня, например, раздражает запись в дипломе «экономист-менеджер». До сих пор не могу понять, что это за профессия, о какой работе идет речь. Мне кажется, что именно экономисты-менеджеры сегодня малоинтересны работодателю.

- Какой вуз или факультет вы посоветовали бы выбирать тем, кто сейчас поступает? Какие специальности, на ваш взгляд, будут востребованы через пять лет?

- Вы задали совершенно два разных вопроса. Поступать я бы советовала туда, куда молодой человек может поступить, к чему лежит душа. Ведь стать хорошим специалистом и хорошо зарабатывать можно и в условиях, когда рынок такими кадрами перенасыщен. Хорошие юристы или журналисты, например, нужны всегда. Но если у человека примерно равные способности и к математике, и к языкам, и он может себе позволить выбирать любой вуз, факультет, то я бы посоветовала логистику, маркетинг, строительство, архитектуру и, естественно, компьютерные технологии. Эти специальности еще долго и успешно будут востребованы.

- На рынке не хватает инженеров и не востребованы психологи. Министерство образования планирует увеличить набор на инженерно-технические 
специальности, развивать бизнес-образование, готовить больше кадров для работ в микроэлектронной промышленности, биотехнологии. Как вы считаете, это правильное направление?

- Да. Сегодня инженер — очень востребованная профессия. Причем, пользуются спросом у работодателя как инженеры в чистом виде, так и инженеры-менеджеры, потому что они могут продавать оборудование, они в нем разбираются. И эта профессия сегодня, к тому же, высокооплачиваемая. В ближайшие годы спрос на нее будет только расти. Дело в том, что 1990-х, 2000-х эта профессия считалась не престижной, инженеры мало зарабатывали, конкурсы в вузы по данной специальности были небольшие, наборы сокращали. Зачастую учиться шли те, кто просто хотел получить корочку о высшем образовании и после окончания вуза ни дня не работал по специальности. Сегодня на предприятиях зачастую работают инженеры пенсионного возраста, очень мало специалистов средних лет. На рынке труда еще долго будет наблюдаться дефицит инженерных кадров.

- Светлана Николаевна, а есть специальности, набор на которые в виду переизбытка кадров, стоило бы вообще на пару лет заморозить?

- Я отвечу так: за 15 лет, что работает наше агентство, рекрутеры очень редко открывали три папочки – переводчиков, психологов и юристов. Что касается последних, то причина в перепроизводстве этих специалистов в Беларуси. И такая картина будет сохраняться еще долго. Переводчик – профессия престижная и интересная, но если человек не имеет больше ничего, кроме умения переводить, то этого мало для трудоустройства. Знание иностранного языка можно расценивать лишь как дополнительный бонус к основной профессии. Современные вузы дают достаточно знаний по иностранным языкам, и очень многие специалисты владеют языком, им не нужны переводчики.
Что касается психологов, то традиционно в последние 15 лет это самая непопулярная у работодателей профессия, что легко объяснимо. Иметь психолога в штате предприятия – непозволительная роскошь. К тому же наши вузы готовят социальных психологов, детских психологов, но нет пока специалистов, которые владели бы вопросами психологии в бизнесе. Но даже если такие психологи и встречаются, то не каждая компания заинтересована в них, это все же не бухгалтер и не секретарь…

- На ваш взгляд, эффективно ли в Беларуси организована кадровая политика, достаточно ли уделяется внимания прогнозированию тенденций на рынке труда? Кто вообще этим должен заниматься?

- Заказ на подготовку специалистов Министерству образования должно давать Министерство труда. Это ведомство располагает статистикой, где, в каких областях наблюдается переизбыток кадров, а где наоборот – дефицит, какие профессии востребованы и в каком количестве. Исходя из этой статистики, и должен формироваться план набора в вузы. Однако у вузов есть свой коммерческий интерес. Им проще подготовить экономиста или юриста, чем программиста — ведь эта специальность не читается по одним и тем же конспектам, от преподавателя требуется владеть современными технологиям. Хорошие программисты сегодня зарабатывают 2,5 тысячи долларов в месяц. Вуз не может предложить преподавателю такую зарплату. Получается, что рентабельность подготовки юриста либо экономиста гораздо выше, чем программиста либо инженера. Правда, в последнее время звучат заявления, что заказчики кадров, особенно реального сектора экономики, заинтересованы в высоком качестве подготовки специалистов и готовы помогать вузам материально. От такого союза, конечно, выиграли бы все. 

свернуть