Профориентация

Профориентация

развернуть

 Пути получения профессии

 Правильный выбор профессии – необходимое, но недостаточное условие успешной профессиональной карьеры. Следующее условие – выбор пути получения профессии.Этот выбор в первую очередь зависит от характера самой профессии. Подготовка некоторых специалистов займет всего несколько месяцев обучения на курсах – например, верстальщик или веб-дизайнер. Большинство продавцов в наше время осваивают эту профессию прямо на рабочем месте. Есть профессии, обучение которым требует нескольких лет – врач, учитель, инженер. Как ни странно, до сих пор встречаются молодые люди, убежденные, что профессия экономиста, психолога, врача не требует высшего образования. Возможно, свою роль играют посулы многих учебных заведений, которые за смехотворно короткий срок обещают оделить вас дипломом университета или академии, да еще международной. Кто из вас хочет попасть под нож хирурга, учившегося заочно, по ускоренной программе, да еще сдававшего экзамены за деньги? А жить в доме, спроектированным архитектором-недоучкой?

 Рынок образовательных услуг предлагает такое множество учебных заведений с громкими названиями, что выпускник чувствует себя покупателем, окруженным навязчивыми торговцами. Как правильно выбрать «товар»?

  •  начала решите, нужен ли он вообще. Сегодня ценность большинства дипломов в глазах работодателей невысока. Для них важнее ваши умения и способности. По данным Министерства труда, более половины выпускников вузов не может найти работу по специальности. Это – потерянные годы и выброшенные на ветер деньги, если обучение было платное.
  •  поинтересуйтесь лицензией на обучение по интересующей тебя специальности. Даже филиалы крупных государственных вузов должны быть лицензированы. Если этот вуз — филиал или отделение, то он должен быть упомянут в лицензии и Свидетельстве о регистрации головного вуза с обязательным указанием места деятельности отделения или филиала.
  •  ознакомившись с лицензией, попросите предъявить сертификат о прохождении аккредитации. Если вуз не может предъявить такого сертификата, — вежливо попрощайтесь с теми, кто добился получения лицензии, однако не смог её подтвердить. Если вы рискнете связаться с неаккредитованным вузом, будьте готовы по окончанию срока обучения получить справку (свидетельство, диплом какой-либо общественной организации), а не государственный диплом, признанный на территории страны.
  • убедившись в существовании сертификата по нужному направлению (специальности), поинтересуйтесь результатами трудоустройства его выпускников.

 Существует такое понятие – «горизонтальная карьера». Это означает не карьерное продвижение (должностной рост), а профессиональное (профессиональный рост). Представить это можно в виде ступеней: чем выше ступень, тем выше профессиональный уровень. Во всем мире дороже всего ценятся специалисты, прошедшие всю «лестницу мастерства» – от нижней ступеньки до верхней. Например, медицина. Какой специалист будет цениться выше – поступивший после школы в институт или тот, кто до института учился в медицинском училище? Конечно, второй. Во-первых, он – специалист более широкого профиля, он может то, чего не может обычный врач. Во-вторых, его стремление стать врачом более осознанное, зрелое. Не секрет, что более половины выпускников высших учебных заведений работают не по специальности. Нередко только потому, что выбранная профессия на самом деле выглядит совершенно иначе, чем представлялось на расстоянии. Поэтому, прежде, чем штурмовать высшие учебные заведения, подумайте о других формах получения образования – начальном или среднем профессиональном образовании.

 Среднее специальное образование можно получить не только в училищах и техникумах, но и курсах, дополнительного образования, где обучают «массовым профессиям» — бухгалтер, водитель, швея, официант, пользователь компьютера и др. Обучение на рабочих местах также вполне может обеспечить профессией и трудоустройством. Способ подготовки мало отличается от дополнительного образования — показ, тренинг, воспроизведение, но требования строже, продолжительность и интенсивность обучения выше.

 Специалистов рабочих профессий готовят в училищах. Однако для приобретения квалификации здесь уже необходимы углубленные общие и специальные знания, иной уровень профессионального мышления. В учебном плане таких учебных заведений десятки два предметов, курсовых работ, зачетов и экзаменов. Уровень их подготовки позволяет осваивать новые виды работы, расти профессионально, следить за новыми технологиями. Специалистов для выполнения более сложной работы, в том числе для управления рабочими коллективами, готовят техникумы, где уровень подготовки, объем и интенсивность самостоятельной работы выше. Сроки обучения в этом случае увеличиваются, а прием проводится по результатам вступительных экзаменов. В дополнение к классно-урочной системе преподавания могут быть лекции, семинары, лабораторные работы. От выпускников техникумов на работе ждут самостоятельности в принятии решений, способности руководить рабочим коллективом.

 В настоящее время динамично развивается полиграфия, бытовое обслуживание, строительство, производство товаров и продуктов питания, приборостроение. Спросом на рынке труда пользуются станочники, фрезеровщики, токари высоких разрядов.

 Кроме традиционных очной и заочной форм обучения, существют дистанционная форма обучения и экстернат. Дистанционное образование стало возможным благодаря использованию интернет-технологий. Это целый комплекс программных и педагогических компонентов, предназначенный для передачи знаний на расстоянии. Обучение может быть асинхронным и синхронным. При асинхронном методе студент сам определяет темп полученной информации. Синхронное обучение предполагает обучение в режиме реального времени. В него входит:

работа с базами данных или учебными компакт-дисками в компьютерных классах институтов или дома,
общение с преподавателем через электронные средства связи,
отслеживание в реальном времени правильности выполнения заданий.
 Дистанционное обучение эффективно в направлениях человеческой деятельности, связанной с разработкой и использованием программного и аппаратного обеспечения естественнонаучных дисциплин.

 Для реализации программ среднего и высшего профессионального образования с использованием дистанционной технологии обучения необходимо, чтобы студент был зачислен на одну из предусмотренных законодательством форм получения образования: очную, вечернюю, заочную или экстернат.

 Экстернат представляет собой государственную аттестацию лиц, самостоятельно изучающих дисциплины в соответвии с программой. Экстерн, успешно прошедший текущую и итоговую государственную аттестацию, получает диплом государственного образца об окончании соответствующего учебного заведения с присвоением соответствующей квалификации и указанием специальности.

свернуть

Гомельский колледж

развернуть

Гомельский инженерный институт

развернуть

На какие специальности будет расти спрос

развернуть

На какие профессии в Белоруссии будет расти спрос?

По прогнозам Министерства образования, к 2016 году почти каждый третий выпускник государственных белорусских вузов будет иметь диплом инженера - технолога. Планируется готовить больше специалистов по нанотехнологиям, космической технике, архитектуре и строительству. Совпадут ли планы Минобразования с потребностями рынка труда и куда лучше пойти учиться, чтобы стать востребованным специалистом, выясняет «Завтра твоей страны» у директора консалтинговой компании «Квадрат» Светланы КОРОСТЕЛЕВОЙ.

- Каких специалистов чаще всего ищут сегодня работодатели?

- В последние годы традиционно не падает спрос на программистов, менеджеров по продажам (в основном, строительных материалов, оборудования, компьютерной техники), а также представителей строительных специальностей, начиная с рабочих и заканчивая топ-менеджерами. Предприятия и фирмы ищут директоров по строительству, главных инженеров. Постоянно получаем заявки на подбор секретарей, бухгалтеров.

- От каких специалистов стали отказываться в кризисной для экономики ситуации?

- Сегодня вообще надо говорить о том, что. Мы наблюдаем очень невысокий спрос на специалистов со стороны работодателей и в тоже время констатируем, что предложений со стороны соискателей тоже немного. Ситуация в Беларуси выглядит не совсем типичной для кризиса, который обычно провоцирует работодателей избавляться от балласта, сокращать штаты, подталкивать человека к поиску другой работы или увольнению. Впрочем, все это в Беларуси уже произошло в период первого кризиса – в 2009 году, когда «лишние» специалисты уходили из компаний. В то же время частные кадровые агентства фиксировали увеличение потока соискателей примерно на 15-30% при одновременном снижении заявок работодателей примерно в таких же объемах, а в некоторых сферах и до 40%. Сейчас компании и фирмы, сохранив лучшие кадры, держатся за них, а сотрудники держатся за компании, с которыми прошли предыдущий кризис. Еще одна тенденция — отъезд специалистов за пределы Беларуси. И, конечно, соискателей не всегда устраивает предлагаемая заработная плата. А работодатели сегодня не хотят повышать зарплату даже в рублевом эквиваленте. Только 4-5 процентов компаний оставили зарплаты в привязке к доллару и пересчитывают их по реальному валютному курсу. Это все, конечно, не привлекает соискателя.

- В августе должны приступить к работе нынешние выпускники вузов — молодые специалисты. Появляется ли в это время на рынке труда больше желающих трудоустроиться и если да, то, по каким специальностям?

- В наше агентство выпускники вузов не обращаются. Мы, в основном, занимаемся подбором кадров для руководящего звена и с опытом работы. Но другие агентства такие предложения получают. Хотя вчерашних студентов трудно назвать специалистами: у них есть диплом, но нет практики. И будет неправильно судить о не востребованности той или иной профессии лишь по тому показателю, что вчерашний студент не может трудоустроиться. Хотя скажу честно: меня, например, раздражает запись в дипломе «экономист-менеджер». До сих пор не могу понять, что это за профессия, о какой работе идет речь. Мне кажется, что именно экономисты-менеджеры сегодня малоинтересны работодателю.

- Какой вуз или факультет вы посоветовали бы выбирать тем, кто сейчас поступает? Какие специальности, на ваш взгляд, будут востребованы через пять лет?

- Вы задали совершенно два разных вопроса. Поступать я бы советовала туда, куда молодой человек может поступить, к чему лежит душа. Ведь стать хорошим специалистом и хорошо зарабатывать можно и в условиях, когда рынок такими кадрами перенасыщен. Хорошие юристы или журналисты, например, нужны всегда. Но если у человека примерно равные способности и к математике, и к языкам, и он может себе позволить выбирать любой вуз, факультет, то я бы посоветовала логистику, маркетинг, строительство, архитектуру и, естественно, компьютерные технологии. Эти специальности еще долго и успешно будут востребованы.

- На рынке не хватает инженеров и не востребованы психологи. Министерство образования планирует увеличить набор на инженерно-технические 
специальности, развивать бизнес-образование, готовить больше кадров для работ в микроэлектронной промышленности, биотехнологии. Как вы считаете, это правильное направление?

- Да. Сегодня инженер — очень востребованная профессия. Причем, пользуются спросом у работодателя как инженеры в чистом виде, так и инженеры-менеджеры, потому что они могут продавать оборудование, они в нем разбираются. И эта профессия сегодня, к тому же, высокооплачиваемая. В ближайшие годы спрос на нее будет только расти. Дело в том, что 1990-х, 2000-х эта профессия считалась не престижной, инженеры мало зарабатывали, конкурсы в вузы по данной специальности были небольшие, наборы сокращали. Зачастую учиться шли те, кто просто хотел получить корочку о высшем образовании и после окончания вуза ни дня не работал по специальности. Сегодня на предприятиях зачастую работают инженеры пенсионного возраста, очень мало специалистов средних лет. На рынке труда еще долго будет наблюдаться дефицит инженерных кадров.

- Светлана Николаевна, а есть специальности, набор на которые в виду переизбытка кадров, стоило бы вообще на пару лет заморозить?

- Я отвечу так: за 15 лет, что работает наше агентство, рекрутеры очень редко открывали три папочки – переводчиков, психологов и юристов. Что касается последних, то причина в перепроизводстве этих специалистов в Беларуси. И такая картина будет сохраняться еще долго. Переводчик – профессия престижная и интересная, но если человек не имеет больше ничего, кроме умения переводить, то этого мало для трудоустройства. Знание иностранного языка можно расценивать лишь как дополнительный бонус к основной профессии. Современные вузы дают достаточно знаний по иностранным языкам, и очень многие специалисты владеют языком, им не нужны переводчики.
Что касается психологов, то традиционно в последние 15 лет это самая непопулярная у работодателей профессия, что легко объяснимо. Иметь психолога в штате предприятия – непозволительная роскошь. К тому же наши вузы готовят социальных психологов, детских психологов, но нет пока специалистов, которые владели бы вопросами психологии в бизнесе. Но даже если такие психологи и встречаются, то не каждая компания заинтересована в них, это все же не бухгалтер и не секретарь…

- На ваш взгляд, эффективно ли в Беларуси организована кадровая политика, достаточно ли уделяется внимания прогнозированию тенденций на рынке труда? Кто вообще этим должен заниматься?

- Заказ на подготовку специалистов Министерству образования должно давать Министерство труда. Это ведомство располагает статистикой, где, в каких областях наблюдается переизбыток кадров, а где наоборот – дефицит, какие профессии востребованы и в каком количестве. Исходя из этой статистики, и должен формироваться план набора в вузы. Однако у вузов есть свой коммерческий интерес. Им проще подготовить экономиста или юриста, чем программиста — ведь эта специальность не читается по одним и тем же конспектам, от преподавателя требуется владеть современными технологиям. Хорошие программисты сегодня зарабатывают 2,5 тысячи долларов в месяц. Вуз не может предложить преподавателю такую зарплату. Получается, что рентабельность подготовки юриста либо экономиста гораздо выше, чем программиста либо инженера. Правда, в последнее время звучат заявления, что заказчики кадров, особенно реального сектора экономики, заинтересованы в высоком качестве подготовки специалистов и готовы помогать вузам материально. От такого союза, конечно, выиграли бы все. 

свернуть